Теория и методы - дополнительные материалы

Материалов на сайте много. Я давно работаю, много всякого наговорил, и иногда было кому это все печатать. К тому же, было время когда я публиковал разные статьи в разных сборниках и журналах.

В основных разделах теоретического «массива» я стремился к максимально простому и доходчивому изложению — по возможности, конечно, без искажений ради упрощения. И старался помещать туда только те материалы, которые, с моей точки зрения,  могут быть действительно нужны «работнику рад собой». Я и дальше буду  переписывать эти материалы, чтобы делать их еще более внятными.

Однако же и побродить мыслью по древу я не прочь. И иногда такое «брожение» приносит небезинтересные плоды. Без них можно обойтись, но, с другой стороны, они и пригодиться могут.

Эти материалы мы выкладываем на сайте не для того, чтобы вы все это обязательно прочитали. А для чего?

Ну, во-первых, чтобы важные темы рассматривались с самых разных сторон. Вдруг что кому понадобится в особом развороте. Нельзя же про то поговорить, а про это не сказать…

А во-вторых, чтобы «вовлеченному» читателю было что почитать. Хочется ведь иногда почитать «про что-нибудь этакое». Ну вот и читайте, если хочется.

А если вам и без того работается, так бросьте. Всего не перечитаешь.

или Обратный билет для Хайдеггера 

Перипетии романа психотерапии с философским экзистенциализмом[1] весьма запутанны. Известно, что Хайдеггер выражал неудовольствие по поводу того, как поняли его современные психоаналитики и психиатры.[2] Из трех более поздних школ так называемой экзистенциальной психотерапии одна (Бьюдженталь) оказалась не вполне экзистенциальной, скорее — общегуманистической, другая (В.Франкл) оказалась не вполне терапией, скорее — идеологией. Третья (гештальттерапия Ф.Перлза), будучи практически подлинной экзистенциальной психотерапией, почти развившейся в психотехнику, не успела обзавестись адекватным теоретическим самосознанием как раз в экзистенциальном аспекте. Еще одна психотерапевтическая школа, имеющая, по нашему мнению, значительный экзистенциально-психотехнический потенциал, — трансакционный анализ Э.Берна, — в своем самосознании вообще не обращалась к какой бы то ни было философии.

Таким образом, если развернувшаяся на гребне Human Potential Movement гуманистическая психология и психотерапия представляет собой некоторое вполне определенное идеолого-теоретико-методическое единство, то идея экзистенциальной психотерапии и психотехники оказалась недостаточно проработанной, а позже, когда гуманистическое движение в американской психологии выродилось, с одной стороны, в технологии типа НЛП, с другой — в престижный академизм трансперсоналов, — стала «порастать быльем».

Попав как-то к гастролировавшим в Москве ученикам Бьюдженталя, я с изумлением услышал от одной из руководительниц семинара, что философских экзистенциалистов она вообще-то не читала, а идеи экзистенциализма черпает из Кафки и Достоевского. Такие вот пироги.

Между тем, в расплывчатых рамках гуманистической психотерапии, при всей ее идеологической бесперспективности (известно, чем кончают идеологии, пытающиеся доверить человеку-кесарю богово), выросла и выкристаллизовалась реальная экзистенциальная психотехника, — прежде всего, как уже упоминалось, у Ф.Перлза и Э.Берна. Теоретическое и идеологическое обоснование возможного продолжения этой линии — задача предлагаемой статьи.