|
Благожелательное произвольное внимание — основное (если не единственное) собственное достояние человека. |
Теория и методы - наши учителя и коллеги
Итак, мы взяли задачей, или, можно сказать, лозунгом на ближайший триместр: жить своей жизнью, воплощать свои ценности.
Но для того, чтобы воплощать действительно свои ценности, а не ценности своей бабушки, своего начальника или своей ложной личности, чтобы добираться до «подлинного себя», нужны три «отстройки», нужно отстроиться от трех фундаментальных «уловителей», которые претендуют на то, чтобы захватить нашу энергию. Эти три «уловителя»: (1) социальная система в ее современном виде, (2) семейная система, как она представлена в нашей жизни, и, наконец, (3) собственные неврозы, организующиеся в конце концов в систему так называемого «невротического характера».
1.
Так или иначе, вы все более или менее представляете себе, что здесь происходит, для чего вы сюда ходите, за что вы тут держитесь. Но если вы хотите добиться чего-то серьезного, ходить сюда мало, надо еще что-то делать. А для того, чтобы что-то делать, необходимо это как-то организовывать. На этом ломаются многие начинающие работники-над-собой, в особенности если они не имеют руководства.
1.
То, что мы понимаем под Работой, — в особенности психотехнической, — устроено таким образом, что кто-то, именуемый «Я САМ», должен работать «над» кем-то, именуемым «Я САМ», и нужно, чтобы это не замкнулось в бессмысленную возню, как в известном цирковом номере «борьба нанайских мальчиков», когда выбегают на сцену два маленьких человечка и долго-долго борются, а потом поднимается во весь рост один здоровенный мужик, у которого к поясу привязаны две тряпочные «головы»…
(привет Теуну Марезу)
Теун Марез — автор последовательности книг (пока — 5 томов) о Работе над собой, которую он понимает как следование «учениям толтеков». Произносить его имя следует, как поясняет переводчик одного из томов, «Тэй-уун Маа-риз», а означает это «Предводитель великой воды». Тексты его терминологически следуют за Кастанедой, но, несмотря на это, он, как справедливо утверждает редактор перевода, более или менее значителен сам по себе. Мне кажется, что Теун Марез несет некую весть, насыщенную к тому же интенсивным энергетическим импульсом.
Есть такой способ формулирования важных положений о Работе — афоризмы. Отнеситесь, пожалуйста, к этим несколько парадоксальным (может быть даже смешным) формулам более или менее серьезно, потому что они очерчивают то, что называется «настроением Работы». Кастанеда и его последователи описывают «настроение сталкинга» (я бы сказал, скорее, «состояние сталкинга»), говорят также о состоянии сновидения, — и так же следует «ловить» (или создавать — кто умеет) настроение или состояние Работы. Предлагаемые афоризмы могут этому способствовать.
Я полагаю, что в нынешней культурно-социальной ситуации только Работа может сделать человеческое существование осмысленным. Старый мир на наших глазах приходит к своему концу. Скорее всего это не будет, как часто воображают, картинный «конец света». Как пишет Андрей Валентинов («Нам здесь жить», М.1999), «стоит лишь открыть читанные и перечитанные страницы Откровения Святого Иоанна Богослова, и мы увидим очевидную вещь, поражающую больше, чем железные стрекозы, стальные кони и Звезда Чернобыль, отравившая воды рек. Конец света наступил — а люди не заметили».
Все, чем раньше жили как большие массы людей, так и элита, постепенно, — но достаточно быстро, чтобы это было заметно и составляло проблемное поле для тех, кто способен замечать, — теряет смысл. А новые смыслы, то есть новый способ существования человечества, еще не сложились.