|
У нас собираются люди, которым образование определенного рода и уровня нужно не для предъявления в социуме, а для самих себя. М.П.Папуш |
Теория и методы
В этом разделе собраны тексты, которые могут дать читателю более объёмное понимание того, чем (и зачем) мы тут занимаемся — насколько понимание вообще может быть передано письменной речью. Однако предполагается, что речь идет не об отвлеченных «теориях» и «методах», а о том, чем мы реально занимаемся, и чем предлагаем заниматься тем, кто придет в нашу Мастерскую. Так что читать эти тексты нужно «с прицелом», исходя из предположения, что эта теория – конкретно про нас с вами, а методы предназначены для применения на наших шкурах.
Иными словами, нужно не только постараться понять, что хотел сказать автор текста (что само по себе нелегко, и требует вдумчивого многократного прочтения, даже проработки), но, вдобавок к тому, читателю нужно еще понять, какое это может иметь отношение к нему лично. Впрочем, тексты, — как хорошо знали все, кто занимался психотехникой и пневмопрактиками, — всего лишь вспомогательный материал, главное же передается только в личном общении. В конце концов, теории и методы нужны лишь для того, чтобы организовать практику…
Для удобства мы сгруппировали материалы в подразделы:
1.
Я хочу сегодня предложить вам сложную тему, вернее — начало сложной темы, постепенно мы будем в ней обретать большую определенность (соответственно, материал будет дополняться). Это тема про социальные роли.
Итак, мы взяли задачей, или, можно сказать, лозунгом на ближайший триместр: жить своей жизнью, воплощать свои ценности.
Но для того, чтобы воплощать действительно свои ценности, а не ценности своей бабушки, своего начальника или своей ложной личности, чтобы добираться до «подлинного себя», нужны три «отстройки», нужно отстроиться от трех фундаментальных «уловителей», которые претендуют на то, чтобы захватить нашу энергию. Эти три «уловителя»: (1) социальная система в ее современном виде, (2) семейная система, как она представлена в нашей жизни, и, наконец, (3) собственные неврозы, организующиеся в конце концов в систему так называемого «невротического характера».
1.
Я этот Аркан уверенно и упорно называю «Изидой» (или Исидой), то есть именем одной из главных египетских богинь. Это отсылает нас к вопросу о том, какое отношение имеют Арканы Таро к Египту.
В самом общем виде, говоря о проекции, мы имеем в виду невротический механизм, посредством которого человек, имея дело с другими людьми, (или, шире говоря, с другими предметами) накладывает на них, как на экран, какие-то свои представления, особенности, потребности, и пр.,— самим по себе этим людям (или этим предметам) не свойственные.
В 96 году мы наткнулись на «стенку», которая не проходится «обычной» психотерапевтической работой. Тогда была сформулирована идея, что мы столкнулись с так называемым «невротическим характером» (НХ), который отличается от набора «обычных» невротических симптомов двумя особенностями: во-первых — системностью, во-вторых — эго-синтоннностью. Последнее означает, что человек принимает черты своего НХ, «согласен» с ними.
В 96 году, а потом в 2001, мы пробовали заниматься Лоуэном и другими теоретиками НХ, которые справедливо полагали, что типология НХ связана с описанием фаз развития ребенка и отклонений в развитии на этих фазах. Однако в рамках принятого у нас коммуникативного подхода необходима собственная, соответствующая этому подходу типология и теория НХ.
Такая типология НХ должна быть связана с этапами развития Эго (как они описаны, например, в тексте Теория личности-2). Типы НХ могут быть связаны с детско-родительскими трансакционными установками, не преодоленными на более поздних этапах развития, вплоть до псевдо-взрослого состояния. То есть тип НХ задается типом связи с родителем.