Мы требуем от ближнего того и сколько не даем ему чего.

В.Леви

Колонка психотерапевта

Когда-то я писал «колонки» для разных периодических изданий — бумажных и сетевых. Некоторые материалы сохранились, и некоторые даже кажутся мне не совсем пустыми. Правда, стилистика этих текстов не «моя»: я–то привык «выть по-волчьи», разговаривая с представителями «свободного народа», а в массовом издании нужно притворяться, что с людьми разговариваешь (напомню, из «волчьих» краев: «люди» — это бибихинский перевод хайдеггеровского das Man, павшей экзистенции, потерявшей себя в социальности). Но, тем не менее, в такой стилистике тоже получается что-то такое, что иначе, в другой стилистике так просто не скажешь. Чтобы пересказать предлагаемый далее текст «по-своему», мне понадобилось бы 3-4 очень сложных текста, — и когда еще я их напишу… Так что предлагаю вашему вниманию исходный текст (который нигде не был опубликован).

Пока суд да дело, — то есть пока я буду постепенно заполнять разделы теории, — очерчу некоторые основные линии, которые полезно знать каждому, кто собирается работать над собой, самостоятельно или в нашей Мастерской.

Жизнь и поведение человека можно определить в рамках трех координат: его картины мира, его образа себя и набора его навыков, умений, способностей и т.п. — то есть того, что он может и умеет делать. Каждая конкретная ситуация человека определяется тем, как он рисует себе фрагмент мира, в котором в данный момент находится, кем он себя в этой ситуации представляет (сознательно или «бессознательно», то есть автоматически), и что он может/намеревается в этой ситуации делать.

Чем отличается наш Практикум от множества «тренингов общения»? Чему мы хотим научить?

Во-первых, мы не занимаемся «психо-технологией» — обработкой болванок (и болванов) для получения нужного «результата». Мы не будем учить продавать слона или завоевывать всеобщие симпатии. В этом практикуме внимание, которым собеседники могут одарить друг друга, мотивируется лишь интересом к тому, как люди живут, как они об этом думают и что говорят.

Во-вторых, мы собираемся практиковать свободное общение, в котором ничего не нужно «делать» или «менять», хотя благодаря такому общению многое может изменить-ся — в той мере, в какой мы учимся понимать себя и других, и в какой это растущее понимание может влиять на нашу жизнь, внутреннюю и внешнюю.

В течение практикума  будут создаваться — посредством специального разделения коммуникативных ролей — ситуации, которые дадут участникам возможность раскрыться перед другими (в той мере, в какой они этого захотят), выслушать других и понять, что при этом происходит.

Вы сможете научиться более внятно излагать свои мысли, чувства и обстоятельства, слушать собеседника, а также замечать, что происходит между людьми в процессе общения.

Психотехнику как искусство обходиться с психикой мы противопоставляем психотехнологии, понимаемой как применение знаний к преобразованию «объектов», когда на вход технологической линии подается «болванка» (или болван), а на выходе получается некий «результат». Технологический подход к человеку — это и есть то, что в психологии называют манипулированием, такой подход принципиально неадекватен по отношении к личности и ведет к ее деформированию.

Я приведу пример из психотерапевтической практики, в котором различие психотехники и психотехнологии проявилось вполне определенно.