«Доброта человека может быть свободна от сентиментальности, т.е. от наслаждения своим чувством, и от фарисейства: она есть непосредственное принятие чужого бытия в свою душу и защита его как самого себя.» 

(по Н.О.Лосскому)

Психотехника

«Как живете, караси?»

А в самом деле, как мы живем?

Обычно человек считает свой образ жизни настолько само собой разумеющимся, что просто не замечает его. Конечно, кое-что ему в его образе жизни не нравится (а кое что — нравится); иногда люди даже делают попытки что-то изменить — избавиться от какой-нибудь вредной привычки или начать учить английский язык…

Но образ жизни — это сложная и довольно громоздкая система, ее не изменишь «с налету». А между тем, — извините за тавтологию, но попробуйте понять ее смысл, — образ жизни — это то, как мы живем, это наша жизнь. Многие люди живут в прошлом («Как хорошо было в молодости») или в будущем («Вот когда я достигну приличного положения…») Но это — иллюзия, живем-то мы всегда сейчас, сегодня и на этой неделе.

Работа с образом жизни начинается с его исследования, описания. А описание начинается с элементов. Можно выделить несколько рядов таких элементов. Некоторые из них мы уже рассматривали в Базовом тренинге интенсивного общения (событие, поступок, привычки, обязанности, желания). Некоторые ряды элементов полезно добавить.

Например, весьма существенно для нашей жизни, как живется нашему организму и как он, организм, себя ведет. Здесь могут быть полезны представления этологии — науки о поведении биологических организмов. Можно описать свое (привычное) пищевое поведение, свои органические ритмы (бодрствование и сон), характерные настроения и их смену, сексуальное поведение и др.

Далее можно рассмотреть элементы своей социальной жизни — работа, учеба, общественная жизнь. Полезно обратить внимание на отношения с культурой и «культурными объектами» — когда и как происходит «потребление» культуры, насколько оно важно в жизни. Отдельно можно отметить наличие или отсутствие так называемой «духовной» жизни.

От элементов мы постепенно переходим к тому, как организована наша жизнь в целом. Здесь важно понять, как из элементов возникает целое, как в этом целом расставлены акценты. Может быть, то в жизни, что занимает больше всего времени, не является вместе с тем и самым важным.

(Один молодой человек рассказывал, что самыми важными и счастливыми в его жизни были те полчаса, когда он просыпался — раньше жены и детей, — заваривал себе чашку любимого кофе и тихо, неторопливо его пил. Потом начиналась утренняя суета — сборы на работу, отправление детей в школу и пр., потом — рабочий день, потом — возвращение домой и опять какая-то суета, но вот эти его полчаса, — они-то и составляли центр его существования).

Все это может показаться очевидным, но собрать представления о своей жизни в единой картине совсем не так просто. Иной раз такая «сборка» может произвести на человека неожиданное впечатление.

Однажды ко мне на консультацию пришла молодая женщина. Я, — как я всегда делаю, — стал расспрашивать ее, как она живет. Потом я коротко пересказал ей то, что от нее услышал. Она сидела, сама не своя. Она могла все это рассказать мне, или подруге по телефону, или бывшей однокласснице в каком-нибудь чате, — но когда я ей «вернул» ее описание и она вдруг осознала, что вот так она на самом деле и живет, — это, как ни удивительно, оказалось для нее совершенно новым и ошеломляющим. Ничего больше не потребовалось: все ее беды настолько очевидно были связаны с ее образом жизни, что, не изменив его, нечего было и надеяться «решить проблемы».

Вот мы и перешли ко второй половине задачи: возможностям коррекции образа жизни. Здесь нам тоже придется двигаться от элементов, потому что для изменений жизни нужна воля, а волю нужно, как мышцы, тренировать постепенно.

Можно начать с того, чтобы побольше замечать события своей жизни. Напомню, что события — это встреча внешних «происшествий» с внутренним смыслом. Не обязательно, чтобы происшествие было невероятно драматичным или всемирно-историческим, чтобы найти смысл в происходящем. А чем больше смысла мы находим в различных обстоятельствах, тем в большей степени мы живем, реально проживаем свою жизнь, а не проносимся по ней с «широко закрытыми глазами».

Культивирование поступков, то есть принятие и выполнение собственных решений, делает нас в большей степени хозяевами своей жизни. На место «со мной случилось» встает «я сделал».

Работа с привычками требует понимания их системной организации (помните — вертикальная, горизонтальная и функциональная сети привычек?) и, кроме того, большой решимости. После некоторых подготовительных этапов начинается борьба «не на жизнь, а на смерть», когда возникает понимание, что человек либо делает нечто, либо не делает — третьего не бывает.

Обязанности могут перестать быть нам навязываемыми, а стать тем, что мы делаем, потому что действительно считаем нужным делать (а если не считаем нужным, то не делаем).

Желания, с одной стороны, принимаются как реальность нашей психики, с другой же выполнение их становится предметом этической оценки, в связи с чем необходимо внимательно отнестись к своим ценностям и картине мира в целом.

От элементов, накопив, прежде всего, опыт возможности и силу намерения, можно переходить к коррекции образа жизни в целом. Здесь, как правило, важную роль играет тайм-менеджмент, в котором нужно учитывать как циркадианную динамику состояний, так и то, что в разных поведенческих «жанрах» мы  по-разному воспринимаем время и по-разному способны его регулировать.

В конце этой работы мы неизбежно приходим от вопроса «как живем» к вопросу «куда живем», — но это уже тема другого цикла занятий.