Суть коммуникативного подхода в психологии состоит в предположении, что для каждого психического феномена можно найти коммуникативную ситуацию, в которой он укоренен.

Теория и методы - человек и общество

Мне показалось, что мои лекции «про деньги» остались недопоняты. Я постараюсь сейчас растолковать две идеи достаточно внятно.

1.

В сегодняшней жизни для большинства людей христианство реально не имеет направляющей силы. Большинству людей не приходит в голову «жить христианской жизнью». Кто-то захаживает в церковь, кто-то нет, но для жизни это сугубо факультативно, и большинством людей воспринимается либо как дело социально выгодное, поскольку церкви остаются реальными политико-экономическими силами, либо как экзотика, иногда забавная, иногда — «на всякий случай», «а вдруг чего». Мы живем «светской» жизнью, и нашу реальную жизнь христианство не пронизывает.

Но не всегда так было, и так не было задумано.

(Статья опубликована в журнале «Кентавр» № 18 ноябрь 1997 г.)

Нижеследующие соображения навеяны докладом Н.Г.Алексеева на «Методологических чтениях» 97-го года. Доклад был посвящен культурному значению методологии; один из его тезисов, насколько я помню, состоял в том, что необходимо различать культурное значение частных средств, развитых Московским Методологическим Кружком, и самого «методологического действа», которое время от времени осуществляется в любой достаточно развитой интеллектуальной культуре (докладчик приводил в пример, в частности, Сократа).