Есть два типа запросов на психотерапию: «чтобы мне стало лучше», или «чтобы я стал(а) лучше». В идеальном пространстве (где пересекутся, наконец, параллельные прямые), эти направления должны совпасть.

В «реале» они нередко трагически расходятся.

Психотерапевту приходится иметь дело и с тем, и с другим типом запросов. Не дай Бог перепутать...

Теория и методы - разговоры о «высоком»

В ответ на мою просьбу-предложение начали приходить выписки из разных хороших книжек про самопамятование (оно же самовспоминание, самовоспоминание и т.п.). Я думаю, что пора выкладывать эти отрывки на сайт, положив начало Хрестоматии, которая, возможно, из этого получится.

 1.(А.Казаков-младший)

«В поисках чудесного»

Из главы 7:

1) никто из вас не заметил, что вы не помните себя. Вы не чувствуете себя, вы не осознаёте себя. В вас «что-то наблюдает» совершенно так же, как «что-то говорит», «думает», «смеется». Вы не чувствуете: «Я наблюдаю», «Я замечаю», «Я вижу». У вас по-прежнему что-то «заметно», «видно»... Чтобы по-настоящему наблюдать себя, человек в первую очередь должен помнить себя. Старайтесь вспомнить себя, когда вы наблюдаете за собой.

Только те результаты будут иметь какую-то ценность, которые сопровождаются вспоминанием себя. Иначе вы сами не существуете в своих наблюдениях. А чего стоят в таком случае все ваши наблюдения?

2) Если человек по-настоящему знает, что он не помнит себя, он уже близок к пониманию своего бытия.

3) попытки вспомнить себя, говорить: «Я иду, я делаю», постоянно ощущать это «Я» останавливают мысль.

4) Моменты вспоминания себя: в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей, например, во время путешествия, когда вдруг оглядываешься по сторонам и говоришь себе: «Как странно! Вот я!» Или же они являлись в очень эмоциональные моменты, в минуты опасности, в такие мгновения, когда необходимо не потерять голову, когда человек как бы слышит собственный голос, видит и наблюдает себя со стороны.

5) мне нравилось бродить вечерами по Петербургу и «ощущать» его дома и улицы. Петербург полон странных ощущений. Дома, особенно старые, совершенно живые; я только что не мог разговаривать с ними. В этом не было ничего от «воображения». Я просто ходил, стараясь вспоминать себя, и глядел вокруг; ощущения приходили сами собой.

6) мы не помним себя, мы живём, действуем и рассуждаем в глубоком сне. Это не метафора, а абсолютная реальность; вместе с тем, мы способны, если сделаем достаточное усилие, вспоминать себя мы в состоянии пробудиться.

Из главы 8:

1) Третье состояние сознания это вспоминание себя, или самосознание, или сознание своего бытия.

Третье состояние сознания составляет естественное право человека, каков он есть в нынешнем состоянии; его можно сделать более или менее постоянным при помощи особой тренировки.

2) Для большинства людей, даже образованных и мыслящих, главное препятствие на пути приобретения самосознания заключается в том, что они думают, что обладают им.

3) Два высших состояния сознания, «самосознание» и «объективное сознание», связаны с функционированием в человеке высших центров. Они вполне развиты, и всё время работают; однако их работа не достигает нашего обычного сознания.

4) И всё же он не помнит себя. Это машина; с ним всё случается. Он не в состоянии остановить поток своих мыслей, не может контролировать своё воображение, эмоции, внимание. Он живёт в субъективном мире «люблю не люблю», «нравится не нравится», «хочу не хочу», т.е. он думает о чём-то, что оно ему нравится, а о другом что оно ему не нравится; он считает, что желает чего-то, а другого не желает. Он не видит реального мира. Реальный мир скрыт от него стеной его собственного воображения. Он живёт во сне, он спит.

5) Только начиная вспоминать себя, человек по-настоящему пробуждается. И тогда вся окружающая жизнь раскрывается ему в ином аспекте, приобретает иное значение. Он видит, что это жизнь спящих, жизнь во сне. Всё, что люди говорят, всё, что они делают, они говорят и делают во сне. И всё это лишено какой-либо ценности. Только пробуждение и то, что ведёт к пробуждению, имеет действительную ценность.

6) необходимо убедиться в самом факте сна, а убедиться в нём можно только тогда, когда мы пытаемся пробудиться. Когда человек понимает, что он не помнит себя, когда он понимает, что помнить себя означает в какой-то степени пробудиться, когда на основании собственного опыта он видит, как трудно вспоминать себя, тогда он поймёт, что не сумеет пробудиться, просто пытаясь это сделать. Можно выразиться более точно: человек не в состоянии пробудиться самостоятельно.

7) ( нужно) искать человека, который не спит и не заснёт так легко, как они, или засыпает сознательно, когда можно спать, когда это не причинит вреда ни ему, ни другим. Они должны искать такого человека, найти и нанять его, чтобы он их будил, не позволял снова заснуть. Необходимо понять, что пробудиться без этого невозможно.

8) Пока человек пребывает в глубоком сне, пока он погружен в сновидения, он не в состоянии подумать о том, что он спит. Если бы он подумал о том, что он спит, он пробудился бы.

9) без самосознания, без третьего состояния сознания, четвёртое состояние, за исключением редких проблесков, невозможно.

10) Он начинает понимать, что самонаблюдение — это орудие изменения себя, средство пробуждения. Наблюдая себя, он как бы бросает луч света на свои внутренние процессы, которые до сих пор совершались в полной темноте, и под влиянием этого света процессы начинают меняться. Даже слабого луча сознания достаточно, чтобы полностью изменить характер какого-то процесса, а многие из них прервать.

11) «фотографии»

12) Но если человек по-настоящему помнит себя, он поймёт, что другой человек — это такая же машина, как и он сам. И тогда он войдёт в его положение, поставит себя на его место, сможет по-настоящему понять и почувствовать то, что думает и чувствует другой.

Из главы 9:

1) Если человек понимает это и старается вспомнить себя в момент восприятия, каждое впечатление, которое он получает в такой момент вспоминания себя, будет, так сказать, удвоено. Усилия вспомнить себя, наблюдение себя в момент получения впечатлений, наблюдение своих впечатлений в момент их получения — так сказать, регистрация приёма впечатлений и одновременное определение получаемых впечатлений — всё это, вместе взятое, удваивает интенсивность впечатлений и переводит «до 48» в «ре 24».

Из главы 11:

1) человеку очень трудно хранить молчание об интересующих его вещах. Ему хотелось бы говорить о них каждому, с кем он, так сказать, привык делиться мыслями. Это — самое механическое из всех желаний, и в этом случае молчание представляет собой самое трудное правило воздержания. Но если человек понимает это или, по крайней мере, следует этому правилу, оно станет для него лучшим упражнением для вспоминания себя и развития воли.

2) Требования (правила) для члена группы, которые помогают ему вспоминать себя:

- Хранить в тайне все, что услышишь или узнаешь в группы.

- Говорить учителю в группе всю правду.

- Помнить, зачем ты пришли в группу. Учиться и работать над собой, причём учиться и работать не так, как ты сам понимаешь это, а так, как тебе говорят.

- Член группы должен работать.

 

2.(sky mao)

(Это, насколько я помню, из «Жизнь реально, только тогда…» — МП.)

«С одной стороны ясно, что необходимо «помнить себя» и в процессе обычной жизни, а с другой стороны очевидно, что необходимо иметь некую внимательность, способную контактировать с другими людьми.

Хотя в моей прошлой жизни я пробовал все, даже носил на себе напоминающие факторы всевозможных видов, ничего не помогало. Возможно, это помогало немного, пока я носил их на себе, но и то только вначале, а как только я переставал носить их или привыкал к ним, в то же мгновение все становилось как раньше.

Нет никакого выхода....

Тем не менее, он есть; есть только один выход — иметь вне себя некий, так сказать «никогда-не-спящий-управляющий-фактор». А именно — фактор, который напоминал бы мне всегда, в моем любом обычном состоянии, о том, чтобы «помнить себя».

Теперь возникает такой вопрос: что есть в моем обычном существовании такого, что, если я удалю это от самого себя, будет всегда в моих разнообразных состояниях напоминать мне о себе?..

Думая и думая, я пришел к выводу, что если бы я должен был прекратить всякое применение той исключительной силы, которой я обладаю, ...как это называют другие, силе телепатии и гипнотизма... Благодаря, главным образом, этому моему качеству, развитому во мне мною самим, я в процессе обычной жизни, особенно за два последние года, был испорчен и развращен до самой глубины, так что, вероятнее всего, оно останется во мне на всю мою жизнь. И поэтому, если я сознательно лишу себя этой благодати моей сущности, тогда несомненно всегда и во всем ее отсутствие будет мною сильно ощущаться.

Я клянусь помнить о том, чтобы никогда не пользоваться этой своей способностью, и тем самым лишить себя удовлетворения большинства моих пороков. В процессе жизни с другими людьми это мое любимое качество будет всегда для меня напоминанием.»

 

3.(Анастасия)

Из Гурджиева (Очень интересный отрывок, кажется из «Восьми встреч в Париже» — МП.)

1. «В общем, необходимо создать некоторые автоматические факторы воспоминания. Это вам необходимо, чтобы выполнить эту характерную работу. Это очень легко. Например, как вы сидите за столом? Вы никогда не выясняли с какой ноги вы садитесь. Таким образом вы наблюдаете, что у вас есть автоматизм. Добавьте к этому автоматизму, что-нибудь напоминающее о вашей работе. Другой пример, когда вы моетесь, вы берете полотенце. Понаблюдайте какой рукой. Смотрите как вы автоматичны. Вы увидите что каждый раз вы производите определенное действие. Сделайте это осознанно, возьмите его левой рукой, вместо правой. Таким образом, вы создаете связь
с вашей работой с целью «самовоспоминания».

2. «Состояние — это одна вещь, а самовспоминание — другая. Это дело головы. Часто ли вы вспоминаете себя или часто забываете себя?

Спрашивающий: И то и это. Я часто делаю это в течение дня. Временами я решаю делать это как отдых и забываю. И также очень часто, я делаю его без заранее принятого решения (спонтанно).

Гурджиев: Другими словами вы забываете вспоминать себя когда это необходимо; но когда это бесполезно, вы вспоминаете себя автоматически. Это вовсе не ваша цель. Нужно приучать себя к сознательному самовспоминанию. Вы не достигнете успеха пока не будете выполнять задание вспоминать себя всем своим присутствием- например в 4 часа, 5 часов, шесть часов и говорить «Я есть».

Спрашивающий: Я не понимаю как можно помнить себя в жизни. При в самовспоминании в лучших условиях, останавливая себя, успокаивая себя я уже я достиг лишь маленьких вещей с таким трудом, что могу сказать что никогда не помню себя в жизни.

Гурджиев: Тогда вы ничего не делаете сознательно. Все, что вы делаете, вы делаете автоматически.

Спрашивающий: Тогда что же делать, сэр?

Гурджиев: Дайте себе задание «Все или Ничего». Если вы не сможете сделать этого, тогда вы ничто. Вы должны выполнить это.

Спрашивающий: Я делал это.

Гурджиев: Нужно принять задание помнить себя.

Спрашивающий: Но как помнить себя, если даже в самых благоприятных условиях я не могу этого делать?

Гурджиев: Чем хуже условия, тем лучше результат. Именно поэтому нужно это делать. Не считайтесь с условиями, принимайте во внимания моменты принятия решений. Каждые три часа вы должны полностью помнить себя. Вы входите в себя; вы чувствуете что существуете всем своим присутствием и это — это ваше задание. После этого вы все прерываете. Нельзя всегда помнить себя. Что имеет значение — так это то, что вы делаете это сознательно. За счет автоматического решения — оно ничего не стоит.

Спрашивающий: Я не понимаю, сэр, как вы хотите, чтобы я понял слово сознательный, поскольку никогда...

Мадам де Зальцманн: Потому что вы решили заранее намеренно решили — вы чувствуете т.е. сознательно.

Спрашивающий: Но это слово не имеет никакого смысла для меня.

Мадам де Зальцманн: Намеренно заранее.

Спрашивающий: Ощущение не сильно. Я уже делал нечто подобное.

Гурджиев: Ваше решение не сильно. Вы должны решать многие вещи. Вы должны привести себя в спокойное состояние — расслабленное — и в этом состоянии принять решение. Вы пытаетесь это. Десять раз, сотню раз вы провалитесь. Вы продолжаете. Вы стараетесь. Мало-помалу вы тренируете себя и добьетесь. Но не за счет одного усилия. Это очень маленькая вещь; Но она — одна из наиболее важных. Вспоминайте себя сознательно. Сознательно. То есть, за счет собственного решения. Вспоминать себя и в то же время собирать себя, проникать глубже в самого себя — это те условия. Если вы не можете продолжать делать это в течение долгого времени, пытайтесь делать это в течение короткого отрезка времени.

Спрашивающий: Я никогда не входил вглубь себя.

Гурджиев: с самого начала никогда?

Спрашивающий: я не продвинулся.

Гурджиев: Вы не делали это. Вы уже поняли «сознательно» — вы сказали так себе. Тогда делайте это.

Спрашивающий: Почему я не преуспел, мистер Гурджиев?

Мадам де Зальцманн: Вначале вы должны делать это за счет собственного решения, не по случаю, не потому что это случайно приходит вам в голову. Но вы приняли решение делать это в определенный момент и вы делаете это.

Спрашивающий: Но я и так делаю это, подобно тому как вы говорите.

Гурджиев: Вы делаете это плохо. Делайте это так же, как вы даете себе обещание быть здесь в 7 часов. Это пример. Если вы не делаете это подобно этому, то оно вообще ничего не стоит. Дайте себе обещание и делайте. Вы даете себе обещание помнить себя в определенный момент.

Спрашивающий: Я делаю почти так. Но я действую автоматически. Мое решение автоматическое. Я не продвинулся в чувствовании себя человеческим существом.

Гурджиев: Вы должны выполнять упражнение, которое позволит вам быть более собранным. Учитесь собираться. Выбирайте моменты, которые кажутся благоприятными. Присядьте. Не позволяйте никому мешать вам. Расслабьтесь. Все ваше внимание — вся ваша воля — должна сконцентрироваться на вашем расслаблении. Успокойте ваши ассоциации. После — только после — начинайте думать.»

 

(Продолжение следует)