У нас собираются люди, которым образование определенного рода и уровня нужно не для предъявления в социуме, а для самих себя.

М.П.Папуш

Теория и методы - работа над собой

Меня часто спрашивают, как устроена работа в нашей Мастерской, чем и как мы занимаемся.

В ответ я хочу предложить вам схему, которая дает возможность составить подробную план-карту работы в Мастерской в психотехническом и психотерапевтическом ключе. Она может помочь каждому/каждой находить свое место и уточнять свой индивидуальный план движения. Каждый может «ходить» по этой план-карте, определяя маршрут своего индивидуального пути.

Кроме того, можно иметь в виду, что все это предполагает объемлющую пневмотехническую концепцию. С некоторой точки зрения вся психотехническая работа имеет смысл только как «прочистка» психики, и по мере того, как психика «прочищается» и ближайшие проблемы перестают давить, человек начинает все в большей мере чувствовать, что идти надо куда-то. Но это — особый разговор.

Схема устроена из трех психотехнических уровней. Можно представлять их себе как этапы, но при этом нужно иметь в виду, что по времени они могут «накладываться» друг на друга. Я сначала обозначу их, а потом мы поговорим о них более подробно.

(1) Первый уровень — элементарная психотехника. «Элементарная» не в том смысле, что она проста. Речь идет об овладении элементами психотехники. Мы постепенно осваиваем их с большей или меньшей глубиной, переходя от единичных наблюдений к системному представлению об образе жизни, образе себя и картине мира. Здесь, кроме того, вырисовываются некоторые частные направления, обладающие для каждого из нас большей или меньшей важностью: жизнь в семье, жизнь в социуме, психотехника профессиональной деятельности, развитие психотехнических навыков и способностей и пр.

По мере разворачивания этой работы рано или поздно обнаруживается, что усилия человека, работающего над собой, как бы наталкиваются на какую-то стенку. Мы к этому готовы, потому что знаем, что здесь человек сталкивается со своими психотерапевтическими (невротическими) проблемами.

Особенностью нашей Мастерской является то, что мы сочетаем психотехническую работу с психотерапией. Без терапии психотехника (особенно если ее специальной «волевой» организации уделяется недостаточное внимание) как правило «вянет». С другой стороны, психотерапия, не поддержанная «волевой» психотехникой, как правило оказывается недостаточно эффективной.

По мере прохождения психотерапии овладение элементами психотехники, — если им по-прежнему уделяется некоторое внимание, — углубляется, психотехническое мастерство растет. Психотехника и психотерапия взаимно поддерживают друг друга.

(2) Второй уровень — частичная психотерапия, постановка и решение частных проблем «среднего уровня». Здесь мы занимаемся проблемами, которые удается изолировать и изолированно прорабатывать.

Двигаясь в этом направлении, мы рано или поздно опять же наталкиваемся на какую-то стенку. Можно предположить, что стенка эта — то, что психоаналитики, начиная с Райха, называют «невротическим характером». Здесь речь уже не может идти об отдельных проблемах и частных защитах. Мы обнаруживаем, что имеем дело с системой защит, реактивных образований и тому подобных вещей, которые организованы в некоторую целостность, в некоторое единство. Это единство — невротическое, ригидное, жесткое, неадаптированное, но клиент принимает это единство за «самого себя».

(3) Третий слой — работа с невротическим характером и его трансформация в нормальное пластичное Эго.

На каком-то жизненном этапе, рано или поздно, почему-то человек свою психотехническую и/или психотерапевтическую работу заканчивает или прекращает. Возможно, он уже достаточно очищен, чтобы его психика не мешала его духовной работе, и ему становится уже неинтересно с ней возиться. Однако, чаще бывает, что клиент походил к терапевту, походил на группы, решил какие-то проблемы, а потом пошел «жить»: заниматься бизнесом, растить детей, да мало ли что еще. Как правило это происходит именно тогда, когда человек оказывается перед стеной своего «характера». Для тех, кто продолжает Работу, начинается борьба за преобразование «ложной личности» (в терминологии Гурджиева-Успенского) в истинную, нормальную, полезную личность, находящую свое законное месте в системе психики. Понятно, что психика при этом должна занять свое правильное место в системе физического‑душевного‑духовного человека.

Теперь рассмотрим эти слои или этапы подробнее.

1. Элементарная психотехника

Этот уровень я разделю на два «пояса». Первый вырастает из того, что мы называем бейсик.

1.1. Бейсик — это поначалу именно работа с элементами (см. соответствующие материалы). Здесь существенны три направления.

Во-первых, это овладение психотехнической коммуникацией, то есть коммуникацией с «незаинтересованным интересом», которая является вообще фундаментом формирования нормального Эго. Нужно посмотреть на себя в зеркале других и на других в зеркале себя, понять свое Эго, как построенное из того же материала, что у других, но индивидуальным, особенным образом.

Как вы понимаете, начинается это с очень неуклюжих, неловких попыток. Сидят двое друг напротив друга и начинают что-то «гнать», стараясь при этом «зацепить» друг друга. Но, как правило, что-то живое все же проскальзывает, какой-то интерес, особенно если работает команда супервизоров, которые сами на своей шкуре знают что это такое, понимают и наставляют своих подопечных не столько относительно того, что и как делать, сколько относительно духа самой этой работы.

Бейсик рекомендуется проходить несколько раз. Затем этот навык, умение, способность оттачивается во всех остальных работах, — умение рассказать свое и построить в этом описании свой гештальт, а также «врубиться» в то, о чем тебе говорит собеседник, понять чужой гештальт и эмпатически его прочувствовать.

Во-вторых, первоначальный бейсик имеет очерченное содержание. Составляющие этого содержания мы называем «узлами ткани жизни» и ее «детерминантами». Можно сказать, что это элементы, составляющие образ жизни. Более продвинутые участники могут использовать форму бейсика для исследования образа себя и проработки картины мира.

В-третьих, помимо работы в форме бейсика на специальных психотехнических занятиях мы занимаемся формированием воли — того, что Гурджиев назвал бы «способностью делать», начиная с самых элементарных вещей. Начав на бейсике исследование своих привычек, мы затем организуем специальные занятия по коррекции этой сферы, затем это переходит в возможности коррекции образа жизни в целом. Это уже переводит нас во второй пояс психотехники.

1.2. Образ жизни — образ себя — образ мира

Продолжая учиться обхождению с элементами, теперь мы, кроме этого, стараемся посмотреть на их системную организацию. Система описывается у нас треугольником: образ себя, образ жизни, образ мира. (Соответствующие материалы составят значительную часть объема раздела «Психотехника»).

Добавлю (это относится к теме «Картина мира»), что, в отличие от многих других психотехнических сообществ, мы в нашей Мастерской систематически занимаемся проработкой идеологии. У каждого человека есть какая-то идеология, и если она ущербна и/или ошибочна, это неизбежно ведет к неврозу. Чтобы невроз снимать, с идеологией надо работать сознательно и направленно. Конечно, мы никому не навязываем ту или иную идеологию. Но, проходя этот этап Работы, каждый должен разрешить для себя некоторый набор идеологических контроверз, определить, например, свое отношения к деньгам, к собственности, к семье, к времени, к другим людям, к социуму, к Духу. Вообще нужно сформировать язык и систему представлений, с помощью которых можно было бы обсуждать многие существенные для жизни вопросы.

В первом поясе речь идет о наработке воли при работе с элементами образа жизни, начиная с привычек. Но есть еще ряд тем: ложь, обязанности, желания, и т.д., которые тоже имеют коррекционно-волевой аспект. Например, относительно обязанностей нужно провести некоторую инвентаризацию, сделать выбор: какие-то обязанности я принимаю не как давление со стороны, а как реальные, и их я действительно выполняю, а какие-то я отвергаю и не выполняю. Такая же вещь относительно желаний. Каким-то желаниям я «даю ход», а каким-то не даю и т.д.

Часто с этого как раз и начинается коммуникативный анализ и терапия. Воля описывается в нашей теории как внутрипсихическая коммуникативная структура в рамках берновской триады «Ребенок-Родитель-Взрослый», а наработка собственной воли (то есть полноценная интериоризация этих структур) может происходить в специально организованной групповой работе.

Итак, в первом концентре мы начинаем ставить эти элементы, как певцу ставят голос, пианисту руки, а философу — мышление. Мы формируем и начинаем развивать эти элементарные способности. Дальше они будут сочетаться в более сложные способности и умения, развиваться, обогащаться и пр.

Развитие этого пояса психотехники состоит в том, что мы постепенно, с годами работы идем вширь и вглубь. Начинающему участнику бейсика трудно рассказать о себе, например, описывая свой день. «За чем я там следил? Что я там наблюдал?» Он этого просто не видит. Но сама эта способность развивается. Вот ему говорят, допустим: «Назови мне несколько своих желаний». И он обращает внимание, что у него вообще желания есть.

Вначале обнаруживаются элементы действительности. С годами работы эти вещи становятся всё более тонкими, списки всё более широкими. Хотя вообще-то нет задачи составить «полный инвентарь». Задача в том, чтобы иметь представление об этих элементах, и делать его все более и более полным.

Итак, во втором «поясе» этого уровня можно выделить 3 линии:

(1) Здесь речь идет о целостностях: образ жизни, образ себя, образ мира, — и о том, как это все системно связано.

Мастерство состоит в том, чтобы все лучше и лучше видеть себя в этих аспектах. Конечно же, в связи с этим, повышается мастерство коммуникации. Если на первых этапах задача состояла в том, чтобы время от времени попадать в состояние незаинтересованного интереса и по возможности там удерживаться, то на втором этапе считается, что состояние это поставлено уверенно и, речь идет о расширении его объема по содержанию. Когда человек это уже умеет, он заинтересован в своем собеседнике, рассказывает ли он свое, или слушает другого. Он все более системно и объемно осознает свои взаимоотношения.

Когда мы садимся в круг, начинаем следить за дыханием, и я предлагаю разные «экзерсисы»: с какими, например, установками можно посмотреть друг на друга, — это момент развития по этой линии. Предлагается включить в область своего внимания весь круг разных людей, включить сюда и себя как элемент коммуникативного взаимодействия, поскольку это является фирменным признаком вообще всей нашей работы. Мы исходим из идеи психики, как коммуникации, то есть мы все более подробно и объемно видим эту коммуникацию.

(2) Еще одна специальная вещь, которая появляется на втором этапе, — это все более и более пристальный, внимательный анализ прагматики коммуникаций. Например, на специальном тренинге («Самопрепрезентация и обратная связь») клиент, который работает, должен войти в дверь, сесть на стул, рассказать что-нибудь, а мы внимательно смотрим, а потом отвечаем на вопросы типа: за кого он держит себя? кем он представляет себя нам? за кого он держит нас? кому он представляется? как живется при этом ему? как живется при этом нам? — И при этом выясняется масса интересных вещей. Что коммуникация имеет, например, жанры. Нельзя войти в дверь просто так. Обязательно входишь и садишься на стул кем-то. Можно заранее решить кем, хотя получится наверняка не это. Можно «на авось», как выйдет. Но как только ты откроешь дверь, ты просто инстинктивно войдешь кем-то, увидишь людей, которые тебя ждут и вступают с тобой в общение. Ты тоже увидишь их кем-то, ты им кто-то, они тебе кто-то. Различные варианты такой работы — это практика овладения коммуникацией, формирование культуры коммуникации и пр.

(3) Наконец, по третей линии, по линии воли, имеется в виду, что начинается работа по интериоризации внешних составляющих ее структур. Поначалу мы создавали внешнюю инфраструктуру, позволяющую выполнять те или иные задачи, затем подробно ее описывали, потом поэлементно ассимилировали: вот эта Родительская функция в рамках воли, вот это функция Наблюдателя, вот это функция Взрослого, вот это функция Послушного Ребенка. Теперь мы как бы её уже устроили, и начинаем упражнять. Эта работа будет вестись до самого конца, и некоторые наши психотерапевтические неудачи связаны с тем, что воля у людей оказалась недостаточно проработанной.

Если клиенту предложено удерживаться от реализации определенного паттерна поведения, то при нормальной воле не менее 60% случаев должно удаться. Остальные 40% подлежат дальнейшему коммуникативному анализу, интерпретации и сдвижке задачи: если не удается удержаться здесь, то нужно найти в последовательности другое место, где можно удержаться. Но каждый раз надо что-то сделать. Или если человеку нужно заставить себя сделать нечто, он должен в 6-ти случаях из 10 это делать, даже если в других 4-х это не удается. Тогда можно посмотреть, как нужно обставить коммуникативную ситуацию, чтобы, нажав на какую-то кнопку воли в каком-то месте, человек обеспечил полное выполнение задания.

Но чтобы эти задачи коммуникативной психотерапии были выполнимы, элементарная воля должна быть уже поставлена. «Чтобы делать золото, надо иметь золото». У животных произвольности нет, а человек волен над собой — поскольку он человек. Эту волю ребенок получает, интериоризируя паттерны взаимодействия с воспитателями. Затем он отдает обретенную произвольность на откуп родителям, позже — социуму. Собственно психотехника, в моем смысле, — это возвращение себе своей произвольности, овладение ею.

Ответственным можно быть только за то, что у тебя есть, за то, что ты сам можешь сделать, за то, что реально находится в доступе твоего выбора. За то, чего не мог не сделать, ты не отвечаешь. За то, чего не мог сделать, — тоже не отвечаешь. А вот когда ты мог сделать, а мог и не сделать — это момент твоей ответственности.

Но психотехническая Работа состоит в том, что объем, содержание и глубина возможностей все время увеличивается. У обычного среднего невротика выбора на самом деле почти нет. На работу, домой, к телевизору, в койку, проснулся, на работу — пошел… А когда наступают моменты недетерминированные, когда он не знает, что сейчас надо делать — ему крайне дискомфортно. В то время как на другом полюсе средний нормальный Святой полностью делает все по своей произвольности, чтобы иметь возможность исполнять Волю Божью, которая не принуждает, которая не детерминирована.

У многих из нас есть разного рода наработки псевдоволевых действий под внешним давлением. Кому-то надо сдавать экзамен, иначе ему грозит то-то и то-то, кому-то надо ходить на работу, иначе он останется без денег, потому что не умеет добывать их иным образом. Но это еще не воля, потому что воля — это практика самостоятельного решения без всякого внешнего давления. Человек решил, — и делает, хотя спросить это с него некому. Воля — это не обязанность.

Теперь несколько слов про оргформы первого слоя. Здесь есть в основном две формы работы, в группе и в тройке. Они могут дополняться, по необходимости, индивидуальными консультациями. Начинать лучше в группе, чтобы приобщиться к потоку, поймать вкус происходящего. Те, кто захочет интенсифицировать работу и проработать достигнутое, могут сделать это в тройке и с терапевтом.

2. Решение частных психотерапевтических проблем

Один полюс этого слоя — постановка и решение психотерапевтических проблем. Второй полюс — коммуникативный анализ как наше «фирменное» направление психотерапии. Почти все проблемы мы решаем с помощью этой техники, нормализуя отношения и различных внутренних Фигур — Родителей и Детей, Планировщиков, Руководителей и Исполнителей и пр., постепенно создавая в себе фигуру Внутреннего Ответственного Взрослого (члена «клуба достойных людей»), все более и более интегрированную.

Кроме фирменного коммуникативного анализа, включающего в себя достижения так называемой «гуманистической» психотерапии, мы стараемся ассимилировать в этом слое многие представления психоанализа — как фрейдовского, так и последующих психоаналитических направлений.

Правда, психоаналитики описывают только психодинамику влечений и их реализаций: запрещения, торможения и т.д. А мы имеем еще и теорию относительно второй стороны, относительно суггестий: у нас есть теория произвольности как поведения, инициируемого социальной суггестией. Психоаналитики описывают только поведение, которое инициируется желаниями, но большая часть таких людей, как мы с вами, детерминирована скорее социальными обязанностями. Большую часть того, что мы делаем, мы делаем потому, что считаем, что это нужно делать. И у нас есть техника коммуникативного анализа как относительно влечений, так и относительно обязанностей.

Как оказалось, центральной темой этого периода Работы для многих являются фундаментальные отрицательные эмоции. Психоаналитики обсуждают, в основном, вину и стыд. Почти не обсуждают обиду, поскольку обида — не столько Эго-динамика, сколько коммуникативная динамика. Мы, наоборот, до сих пор работали преимущественно с обидами.

Вход в этот уровень, в эту действительность, — через постановку и решение частных проблем. Клиент приходит со своими симптомами, проблемами, желаниями что-то изменить в себе. Мы с его проблемами работаем в духе коммуникативного анализа и коммуникативной терапии, но затем мы настраиваемся на все более систематическую работу над отрицательными эмоциями.

В. Каким образом?

М.П. Они все прорабатываются через коммуникативный анализ. С обидой мы это постоянно делаем: «Кто обижен? На кого обижен?» Выясняем сложные констелляции.

Но этого недостаточно, нужны волевые техники. И дальше у нас есть много техник организации удовлетворительной коммуникации на месте прошлой неудовлетворительной. Нахождение себе (в себе) Правильных Родителей, воспитание и перевоспитание имеющихся Внутренних Родителей, коммуникацию между разными Внутренними Детьми.

В. Почему нужна воля? В каком аспекте?

М.П. Например, ты привыкла быть обиженной, практиковать свою обиду. С помощью анализа тебе удалось это увидеть. Допустим, мы описали одну или две альтернативы. И вот когда ты сталкиваешься с чем-то, что вызывает цепочку обид, ты можешь пройти не своим привычным путем, а каким-то иным, начать осознавать ситуацию и т.д. Но чтобы сделать это, нужна воля. Даже когда у тебя есть возможность выбора, нужна воля, чтобы реализовать эту возможность, а потом удержаться в своем выборе. Даже чтобы вовремя заметить, что в определенный конкретный момент у тебя есть этот выбор, тоже нужна воля. А волю нужно нарабатывать. Волей не движет ничто, она произвольна. Воля — это то, что человек может сам.

Второй уровень практически всегда надо осуществлять с психотерапевтом, — не в тройке и не самостоятельно. Ни в коем случае нельзя переползать в тройке с работы в первом слое — психотехническом, на второй — психотерапевтический. На это есть специальные правила, супервизор должен следить, чтобы никто никого не «лечил».

3. Работа со структурой характера

Впрочем, чтобы схема уровней реализовалась, нужно очень много везения и много искусства. Т.е. нужно, чтобы поначалу удалось изолировать психотехнические задачи, а на втором этапе — задачи (или хотя бы одну задачу) «среднего уровня». Реально это не всегда бывает. И даже когда бывает, человек все равно «на самом деле» чувствует, что нечто «не так» не в области частных задач — даже если они решаются, — а просто «не так».

Таким образом, в процессе работы мы все ближе и ближе подходим к жестким структурам невротического характера. Пройти невротический характер как сложное системное образование значит перестать быть тем, чем ты себя считаешь. Абстрактно может быть понятно, что «со мной что-то не то», но конкретно это ощущается как «это же я и есть», и потеря этого переживается в значительной степени, как потеря себя.

Немалая часть клиентов в этот момент уходит, имея ощущение, что они уже умеют работать над проблемами, и много чего «сами» могут. Или, наоборот, что наткнулся на непроходимую стену, и лучше все это бросить.

В работе с невротическим характером тоже есть два «пояса».

Первый состоит в том, что если невротический характер осознается, он может в очень большой степени быть смягчен за счет проработки его составляющих, которые оказались доступными. Для этого нужны специальные условия, специальные усилия, специальная удача, специальные техники, — чтобы ослаблять отдельные проявления, относящиеся к невротическому характеру.

Естественно, это идет по спирали, виток за витком. Немножко мягче, немножко незаметнее, немножко лучше. Внешним взглядом в какой-то момент может показаться, что все решено. Но внутренняя структура (ложной) личности остается связанной с определенным невротическим характером. И внешнее благополучие может быть достигнуто за счет компенсаций, которые незаметны на уровне обыденной жизни, но «выскакивают» в критических ситуациях.

Однако считается, что с этим тоже можно обойтись, и это может составить второй «пояс» работы с невротическим характером. Можно так перестроить личность (из «ложной» в «подлинную»), чтобы структуры невротического характера вообще не иметь. Можно сказать, что эта работа находится на грани психотерапии и пневмопрактик.

Так или иначе, это — довольно сложная тема, и ей посвящены другие статьи и лекции.