…Что касается сознательного и намеренного страдания как метода Работы, — понимайте эту идею проще: делать то, что должно быть сделано, именно вами и именно сейчас. Сознательное страдание — это непрерывная борьба с собственной ленью…

Из разговора со знающим человеком.

Базовый практикум внимательного общения (Бейсик) Печать E-mail

Многим из нас недостаточно поверхностного общения, которое и общением-то назвать трудно: тусовка, времяпрепровождение… Хочется поговорить с кем-нибудь серьезнее и глубже. Однако оказывается, что это нужно уметь. Как не может человек сесть за пианино и сыграть сонату Бетховена (если не учился), так не может он мало-мальски адекватно и глубоко выразить себя и понять другого, если не умеет этого делать.

Дальше...
 
Слоеный пирог совместности и одиночества Печать E-mail

Человек — существо общественное, «zoon politikon», как говорили древние. Однако в какие-то моменты и в каких-то отношениях человек — сам по себе. Люди часто путают, когда можно рассчитывать на совместность, а когда и где можно и нужно остаться с самим собой. Чтобы представить себе, как это устроено, можно воспользоваться образом слоеного пирога: слой совместности, слой одиночества, опять слой совместности, опять слой одиночества — и так далее. Сейчас я попробую более или менее систематически рассказать про эти слои.

Дальше...
 
Знаки Зодиака как категории двенадцатиричной системы Печать E-mail

Предварительные замечания

(Этот текст частично переделан из моей «Астрологической диссертации», частично — написан заново. По ходу дела — т.е. медитативной работы — многое должно быть дополнено, может быть кое что и вообще переделано и переосмыслено.)

Дальше...
 
Творческая игра как пространство жизни. По Винникотту Печать E-mail

(Лекция 17.08.2013) 

1.

Сегодня мы снова обращаемся к Винникотту, о котором уже шла речь, — замечательному английскому психотерапевту, психоаналитику и теоретику.

Один из важнейших вопросов, который Винникотт ставит и решает для себя, для своих клиентов, для своих пациентов, — это вопрос о том, какой может быть жизнь, которую стоит жить. И, соответственно, почему многие люди чувствуют, что они живут такой жизнью, которой жить не стоит. Некоторые это осознают и прямо выражают, некоторые не осознают, мы сказали бы: спят глубоко. У Винникотта такой терминологии нет, я думаю, что он вряд ли что-нибудь слышал о Гурджиеве и Успенском. Но, так или иначе, есть такой вопрос, и он, с одной стороны, — вопрос психотерапии, потому что многие клиенты, пациенты приходят именно с этой темой, — что-де я живу так, как не стоит жить, а хотелось бы жить такой жизнью, которую стоит жить. Но это вопрос не только психотерапии, это вообще вопрос того, как устроена наша человеческая жизнь.

Дальше...
 
Одиночество и общение Печать E-mail

(Лекция 14.09.2013) 

1.

В своей статье об одиночестве Винникотт утверждает, что способность к одиночеству, в позитивном смысле, является одним из основных критериев, показателей эмоциональной, психологической зрелости. Естественно, речь идет не о дефицитарном одиночестве, когда человек лишен чьего-то соприсутствия, — либо лишен внешнего соприсутствия, либо в силу каких-то невротических заморочек не способен на контакт. Речь идет о так называемом бытийном, подлинном одиночестве, то есть о том, когда человек сам с собой, и при этом у него все в порядке, с ним все в порядке, и он может даже наслаждаться или быть удовлетворенным этим одиночеством.

Дальше...
 
Любить родителей на своих основаниях Печать E-mail

Аннотация. Нормализация психики требует установления удовлетворяющих отношений с родителями (парентальными фигурами). Между тем наши родители-воспитатели чаще всего создают нам немало трудностей в решении этой задачи. Умея нас родить («рожать детей кому ума недоставало»), они как правило не умеют, да и не имеют возможности, воспитывать нас так, чтобы, взрослея, мы питали к ним лишь благодарность и прочие благие чувства, как должно было бы быть. Чаще мы держим в себе много негатива по отношению к нашим парентальным фигурам, и не умеем от этого негатива избавиться. Наше невнятное желание их «простить» часто лишь замазывает реальные эмоциональные проблемы, которые мы носим в себе. Как правило, ошибка состоит в том, что мы продолжаем переживать отношения с родителями в том ключе и на тех основаниях, какими они были в нашем детстве, хотя во многих других отношениях мы уже сильно изменились, выработали другую картину мира и придерживаемся других ценностей. Коммуникативная терапия предлагает технику пересмотра отношений с родителями, исходящего из наших новых, сегодняшних оснований, — пересмотра, ведущего к пониманию, принятию и любви, которых ребенок в нас может теперь не требовать от имаго (образа) парентальных фигур, а сам готов дать им бескорыстно и безусловно, расплетая в рекапинге застрявшие в памяти недоразумения.

Дальше...
 
Медитация на Знаки Зодиака. Ноуменальная астрология Печать E-mail

С самой простой точки зрения предлагаемые занятия можно описать как guided meditation, «направляемую медитацию». Сосредоточение на предлагаемых понятиях и символах позволяет войти в несколько измененное состояние сознания, понять и пережить нечто, что ускользает от обыденного сознания.

Зодиак с его двенадцатью аспектами — Знаками Зодиака — один из возможных символов для постижения того, что принято называть душой. Это структура как души человека, так и Души Мира, и всех промежуточных одушевленных самостоятельно существующих целостностей.

Дальше...
 
Психотехническая работа Печать E-mail

Люди — особенно так называемые «взрослые» — как правило считают себя определенными в своих свойствах и качествах: «Я у нас такая». Между тем человек — одно из самых пластичных существ на свете. Человек может не только менять маски, он может менять и себя самого.

Дальше...
 
Исследование родительской семьи по Боуэну Печать E-mail

Дневник группы (январь-февраль 2008)


08-01-08.
 О чем речь

Предлагается группа по рассмотрению семейной истории, — до некоторой степени по Боуэну, но, конечно, не только. Хочется, чтобы это была относительно компактная группа, в районе десяти человек, постоянно функционирующая, чтобы люди постепенно узнавали истории друг друга и постепенно «врубались» в чужие, а через них — и в свои истории.

На вводном занятии я буду рассказывать свою семейную историю в качестве методического образца.

Дальше...
 


Страница 2 из 5