|
Я смею полагать, что в нашей Мастерской живет Работа, а в нынешней ситуации только Работа может сделать человеческое существование осмысленным. М.П.Папуш |
Теория и методы
В этом разделе собраны тексты, которые могут дать читателю более объёмное понимание того, чем (и зачем) мы тут занимаемся — насколько понимание вообще может быть передано письменной речью. Однако предполагается, что речь идет не об отвлеченных «теориях» и «методах», а о том, чем мы реально занимаемся, и чем предлагаем заниматься тем, кто придет в нашу Мастерскую. Так что читать эти тексты нужно «с прицелом», исходя из предположения, что эта теория – конкретно про нас с вами, а методы предназначены для применения на наших шкурах.
Иными словами, нужно не только постараться понять, что хотел сказать автор текста (что само по себе нелегко, и требует вдумчивого многократного прочтения, даже проработки), но, вдобавок к тому, читателю нужно еще понять, какое это может иметь отношение к нему лично. Впрочем, тексты, — как хорошо знали все, кто занимался психотехникой и пневмопрактиками, — всего лишь вспомогательный материал, главное же передается только в личном общении. В конце концов, теории и методы нужны лишь для того, чтобы организовать практику…
Для удобства мы сгруппировали материалы в подразделы:
1.
Работу в тройке, основные правила которой усваиваются на Бейсике, можно продолжать самостоятельно, вне группы и вне работы с терапевтом. В московском психотерапевтическом сообществе работа в тройках (разного «формата» и с разными задачами) достаточно известна, популярна и принята, и многие зарубежные, а теперь уже и московские учебные программы предполагают, что люди могут проходить обучение, работая в тройках и лишь изредка встречаясь с приезжающими руководителями. Почему именно тройка? (Больше в некоторых случаях можно, меньше — нет.) У кого-то из последователей Успенского я наткнулся на замечание, что для работы нужны как минимум три человека, потому что они могут разделить между собой три силы; сам по себе человек не может работать (если только он не настолько продвинут, что умеет разделять себя на троих, — чему можно научиться лишь после того, как пройден реальный опыт работы в тройке, то есть посредством интериоризации), но трое, представляющие три силы, что-то могут. Это самое общее соображение.
Эго и личность: виртуальный мир экзистенциального выбора
1.
Понятие личности мы будем выстраивать в рамках психологической парадигмы, которая представляет человеческую психику как коммуникацию.
(Другие психологические парадигмы и их соотношение рассмотрены в статье «Основания экзистенциальной психотехники»).
Личность здесь предстанет перед нами как своеобразная надстройка над (множественным) Эго и соответствующей ему Самостью (которые складываются ради человеческого управления поведением), — надстройка, появляющаяся и проявляющаяся в особой ситуации, в которой Эго не в состоянии управлять поведением, а Самость не может ответить на вопрос, «кто же я здесь такой».
Меня часто спрашивают, как устроена работа в нашей Мастерской, чем и как мы занимаемся.
В ответ я хочу предложить вам схему, которая дает возможность составить подробную план-карту работы в Мастерской в психотехническом и психотерапевтическом ключе. Она может помочь каждому/каждой находить свое место и уточнять свой индивидуальный план движения. Каждый может «ходить» по этой план-карте, определяя маршрут своего индивидуального пути.
или Обратный билет для Хайдеггера
Перипетии романа психотерапии с философским экзистенциализмом[1] весьма запутанны. Известно, что Хайдеггер выражал неудовольствие по поводу того, как поняли его современные психоаналитики и психиатры.[2] Из трех более поздних школ так называемой экзистенциальной психотерапии одна (Бьюдженталь) оказалась не вполне экзистенциальной, скорее — общегуманистической, другая (В.Франкл) оказалась не вполне терапией, скорее — идеологией. Третья (гештальттерапия Ф.Перлза), будучи практически подлинной экзистенциальной психотерапией, почти развившейся в психотехнику, не успела обзавестись адекватным теоретическим самосознанием как раз в экзистенциальном аспекте. Еще одна психотерапевтическая школа, имеющая, по нашему мнению, значительный экзистенциально-психотехнический потенциал, — трансакционный анализ Э.Берна, — в своем самосознании вообще не обращалась к какой бы то ни было философии.
Таким образом, если развернувшаяся на гребне Human Potential Movement гуманистическая психология и психотерапия представляет собой некоторое вполне определенное идеолого-теоретико-методическое единство, то идея экзистенциальной психотерапии и психотехники оказалась недостаточно проработанной, а позже, когда гуманистическое движение в американской психологии выродилось, с одной стороны, в технологии типа НЛП, с другой — в престижный академизм трансперсоналов, — стала «порастать быльем».
Попав как-то к гастролировавшим в Москве ученикам Бьюдженталя, я с изумлением услышал от одной из руководительниц семинара, что философских экзистенциалистов она вообще-то не читала, а идеи экзистенциализма черпает из Кафки и Достоевского. Такие вот пироги.
Между тем, в расплывчатых рамках гуманистической психотерапии, при всей ее идеологической бесперспективности (известно, чем кончают идеологии, пытающиеся доверить человеку-кесарю богово), выросла и выкристаллизовалась реальная экзистенциальная психотехника, — прежде всего, как уже упоминалось, у Ф.Перлза и Э.Берна. Теоретическое и идеологическое обоснование возможного продолжения этой линии — задача предлагаемой статьи.
(Предупреждение. Это — довольно сложный текст, и по своему содержанию, и по форме. Начинающим придется, наверное, прочесть его не один раз, чтобы хотя бы схватить его «настроение» и «намерение», но понять его можно только в рамках «практики», то есть определенным образом организованной и устроенной жизни).
Термин «сталкинг» заимствован из круга представлений Карлоса Кастанеды и его последователей (в частности и в особенности — Теуна Мареза), но понимаем мы его значительно шире. Сталкинг для нас — это способ жизни работающего над собой человека среди (весьма различных) людей.